Моя страсть - Формула 1.
(Руль и колеса)


Короткая биография|Анатомия пит-стопа| Язык флагов|Просто об аэродинамике| Вождение|Руль и колеса| Система безопасности HANS|

 

Описание руля.

 

Руль формульного болида - это не просто "баранка" для управления. Хотя, гонщики 50-60-х годов и мечтать не могли о тех возможностях, которые предоставляет сегодня рулевое колесо гонщика. Это уже не просто руль, а полноценный компьютер. Пилот может регулировать скорость, расход топлива, давление в шинах и давление масла, следить за параметрами гонки на дисплее, встроенном в цетральную часть руля, пить воду и общаться по радио с боксами. Правда педали газа и тормоза по прежнему не на руле и управлять ими нужно используя ступни ног. Но вот переключение передач происходит на руле, причем вверх - автоматически, а вниз - вручную. Для того чтобы Вам самим оценить это "чудо техники" я предлагаю познакомиться с рулем Формулы 1 поближе.

1 - В сочетании с кнопкой "+" справа, меняет параметры на центральном дисплее.
2 - Установка коробки передач в нейтральное положение. Экономит топливо на медленных участках.
3 - Рычаг с обратной стороны руля для переключения передач.
4 - Меняет сцепление передачи в точку старта гонки (лаунч-контрол).
5 - Включает дополнительный масляный насос для повышения давления масла.
6 - Кнопка моментального отключения зажигания. Особенно полезна в момент аварии.
7 - Эти три тумблера настраивают параметры воздушно-топливной смеси двигателя (центральный), регулирует давление в передних и задних шинах (нижний), устанавливает параметры блокировки руля (верхний).
8 - Две ручки для просмотра (прокрутки) данных на дисплее.
9 - Эти три тумблера регулируют работу двигателя.
10 - Устанавливает параметры двигателя идентичные машине безопасности.
11 - Включает механизм подачи воды пилоту, чтобы освежиться.
12 - Включает трекшн-контроль для страта с места.
13 - Устройство радио, позволяющее гонщику общаться с боксами.
14 - Ограничитель скорости, позволяющий водителю соблюдать скоростной лимит на пит-лейн.

 

Колеса.

Гонки на столь высоких сткоростях предъявляют высокие требования не только к аэродинамике и тормозной системе. Огромное значение для победы в Формуле 1 играет качество покрышек. Самые именитые шинные компании позволяют себе роскошь быть поставщиками резины в этой серии автогонок. Требования к покрышкам заставляют шинников постоянно искать новые технологии. Поверхность различных гоночных трасс разная: от очень абразивной до достаточно щадящей. Быстрые и медленные трассы также требуют разные составы резины на шинах для того, чтобы обеспечить максимальное сцепление с полотном, и чтобы это сцепление сохраняло бы свой потенциал как можно дольше. В сегодняшней Формуле 1 используют несколько видов резины, в зависимости от гоночных условий и требований дорожного полотна: мягкая резина, жесткая и умеренная (нечто среднее между мягкой и жесткой). Мягкие составы имеют лучшее сцепленее с трассой, а потому скорость на них несколько выше, чем у машин на жесткой резине. Однако, мягкие покрышки изнашиваются раньше и не выдерживают длительного пребывания машины в гонке, что особанно важно в условиях когда отменены дозаправки во время гонки. Жесткие покрышки не так хороши в сцеплении с трассой, но зато могут служить дольше и обеспечивают пилотам более агрессивное вождение, особенно при атаке поребриков.

Международная Федерация Автоспорта (ФИА) в 2009 году приняла решение вернуться к типу шин называемых сликами, которые в 90-х годах согласно требований технического регламента были заменены на шины «с бороздками». Теперь, они снова полностью гладкие. Как и ранее, в гонках Формула 1 используют три основных типа шин:
- сухие шины; - промежуточные шины; - дождевые шины.

Сухие шины абсолютно гладкие и используются в сухую погоду. Протекторы прмежуточных шин имеют одну широкую борозду в центре, от которой расходятся дугообразные борозды от центра к краям. Издали рисунок протектора промежуточных шин напоминает елочку. Такая конструкция протектора обусловлена тем, что при наличии луж и воды на трассе, жидкость всасывается в центральную борозду протектора и, за счет вращения колеса, выталкивается наружу через продольные борозды, не давая колесу скользить по влажной поверхности, с другой стороны, имеют большой объем сухой площади колеса. Промежуточные шины предназначены для использования в пасмурную или дождливую погоду, когда дождь небольшой или в случае, когда дождь закончился, но один или несколько участков трассы остаются мокрыми. Дождевые шины используются в абсолютно дождливую погоду, когда полотно трассы полностью влажное и покрыто лужами. Протектор дождевой шины разделен бороздами на мелкие квадраты, которые активно выталкивают воду, удерживая машину на мокром полотне трассы.

Выбор шин задача очень ответственная. Особенно это сложно сделать в изменчивую погоду или на трассах, где на одном из ее участков может идти ливень, а на другом светить Солнце (как например на ГП Малайзии в Сепанге). Использование дождевых шин на сухом треке существенно снижает скорость, а сухих на мокром - вообще нивелирует прижимную силу болида.


Hosted by uCoz